ОТКАЗ ОДНОГО ИЗ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЗЛЕТЕ

Взлет, как известно, является одним да наиболее сложных эта­пов полета. Отказ двигателя. на взлете вызывает резкое снижение тяговооружениости, несимметричность тяги, уменьшение скоро­подъемности, ухудшение управляемости

При отказе двигателя „ вз пел е перед летным зкинад. всякий раз во шикает задача требующая принятия тц-д. ц.„’ ного п правильного решения прекращали шш продолжать взлет. Неподготовленной!, ,Ыь пажа к решению подобных за тан может привести К тяже |ОМ Лі т ному происшествию Понтону экипаж должен уметь спред лять длину разбега дли данных условий взлета со всеми работа ющпмп двигателями, а также дистанции прерванного и продол­женного взтета при отказе одно­го из двигателей Под дистанцией прерванного взлета понимают сумму длин разбега при все рабо­тающих двнгатетях от начала старта до места отказа двигателя н участка торможения до полной остановки летательного анчара та. Дистанция продолженного взлета включает — длину разбега при всех работающих двигателях до места отказа одного из іиі. длину разбега с одним неработающим двигателем до точки отры ва летательного аппарата от ВПП и длину воздушного участка до набора высоты 10.7 м с разгоном летательного аппарата до безопасной скорости I без» .

Подпись: Рис 268 Характеристика прерваино го в продолженного взлета С увеличением скорости отказа двигателя на взлете Сото (Рис 26.8) дистанция прерванного взлета /П1х-Рв увеличивается, а листан ция продолженного взлета /„р.,л уменьшается. Проекция точки пе ресечения кривых 1щкрв и 1щ„ф иа ось абсцисс соответствует ско­рости, называемой критической скоростью отказа Укр — При этом скорости дистанции прерванного и продолженного взлета одина­ковы Проекция точки пересечения на ось / определяет сбалаиси рованную длину взлетной дистанцию

^6=*|,рср<,=4р, д при У„тк“ Укр*

Подпись: При Уотк=Унр возможно как продолжение, так и прекращение взлета. Если У„тк< УкР, то взлет должен быть прекращен, а при Уотк> Укр продолжен. Поэтому скорость У„р называется скоростью принятия решения Длина сбалансированной взлетной дистанции является нанболь шей из всех возможных случаев отказа двигателя иа взлете, когда взлет еще возможен.

В связи с этим и размеры ВПП определяются длиной этой ди­станции для каждого типа летательного аппарата

Подпись: за аре-На рис. 26.9 представлены характеристики трерваиного и про­долженного взлета при отказе одного из двигателей на У~ у ‘ г!,,,, расчете дистанции прерванного взлета в длину участка топм ‘ шш включается длина, проходимая летательным аппаратом °Же

3%

Мн, необходимое для реакции пилота, перевода работающих двигателей на режим малого газа и приведения в действие всех тормозных устройств Расстояние Л/, которое ирой дет за это время летательный аппарат, может быть опреде­лено выражением

Подпись: Рис 269 Дистанции прерванного (4) и продолженного (5) взлета I 5 — участки разбег?, при работе всех двигателей; 2 —участок ВПП, проходимый летательным аппаратом за время реакции пилота, перевода двигателей на режим я а -того газа и приведения в действие тормозных устройств. 3 —участок торможения б —участок разбега с отказавшим двига телеы. 7 — воздушный участок где t — время перехода от раз­бега к торможению Оно со­ставляет не менее 3 с. Учитывая вышесказанное, дистанция прерванного взлета будет равна

2А. Р*’

ОТКАЗ ОДНОГО ИЗ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЗЛЕТЕ

І’ Ы | pv

ОТКАЗ ОДНОГО ИЗ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЗЛЕТЕ Подпись: mg Подпись: 2g Подпись: -4-10,7

Дистанцию продолженного взлета можно определить, используя значения, известные из курса динамики полета и предыдущих глав

где /раз — среднее ускорение на участке разбега от V=0 до V0Iu /раз г-і — среднее ускорение на участке разбега с отказавшим двигателем; Ріулс. — j—среднее значение избыточной тяги (Р— Ха) на участке набора высоты 10,7 м и разгона с отказавшим двигателем.

На рис. 26.10 показано ‘изменение скорости — нормального, продол­женного и прерванного взлета. На величину ‘критической скорости отказа двигателя иа взлете и, следовательно, на величину сбаланси­рованной взлетной дистанции оказывают влияние те же факторы, что. и при нормальном взлете: величина взлетной массы летательно го аппарата, состояние БПП, тем-ператвра и давление окружающей атмосферы, направление и скорость ветра. В озязи с этим перед каждым полетом летиый экипаж, зная необходимые исходные дан­ные для. конкретного полета, должен определять V„p и /сь по спе­циальным номограммам, разработанным для каждого типа лета­тельного аппарата.

Для повышения безопасности взлета с отказавшим двигателем на (некоторых летательных аппаратах предусматривается чрезвы­чайный режим работы двигателей, рассчитанный. на кратковремен­ное его. использование. При включении чрезвычайного режима тяго-

вооруженность летательного аппарата повышается и, сле­довательно, улучшаются ого взлетные характеристики В последнее время уделя­ется большое внимание разра­ботке автоматических систем контроля режима взлета, на­чиная с момента трогаиия ле­тательного аппарата со старта и кончая отрывом его от ВПП Этн системы в процессе раз­бега сравнивают фактические н расчетные характеристики и в случае и расхождения вы­ше установленных пределов выдают соответствующую команду’ летному экипажу. Эти системы различаются между собой как по принципу работы, так и по месту их расположения. Они могут быть бортовыми н наземными,

1. Подпись: Рік 2610 Характеристики нормального (У), Продолженного (2) и прерванного (3) тіста; 4— длина разбега при работе всех двигателей; 5 — участок разбега с отказавшим двигателем Бортовая система, осуществляющая ‘контроль процесса раз­бега путем измерения мгновенного значения ускорения летательно­го аппарата, которое шілот может видеть на индикаторе. На этом же индикаторе устанавливаются значения фактической взлетной массы и расчетного ускорения. Таким образом, при взлете пилот имеет возможность сравнивать фактическое ускорение с расчетным. При опасном снижении фактического ускорения система выдает сигнал о необходимости прекращения взлета. В качестве датчика в системе используется акселерометр, работающий совместно — с. при­емником полного воздушного давления. Последний нужен для уче­та (компенсации) снижения ускорения, вызываемого ростом лобо­вого сопротивления по мере увеличения скорости при разбеге. Компенсация осущестачяется ‘посредством сложения сигналов ак­селерометра и приемника полного давления. Сумма этих сигналов является величиной постоянной в течение всего разбега и не зави­сит от ветра.

2. Бортовая система, позволяющая давать информацию пилоту при помощи шкалы индикатора о расположении фактической точ­ки отрыва летательного аппарата (длины разбега), необходимости прекращения взлета, а также о месте остановки летательного аппа­рата в случае прекращения взлета. На этой шкале указывается расчетная точка отрыва. Система имеет вычислительное устройство, приемник воздушного давления, при помощи которого замеряется скорость, и счетчик оборотов колеса, измеряющий пройденное рас­стояние.

Точка отрыва летательного аппарата определяется величиной скорости по прибору. Но так как обычные ‘Пряеминки воздушного давления в начале разбега ‘измеряют скорость самолета непогтя. точно точно, то в это время вычислительное устройство рабо

на основе расчетных данных, а затем автоматически учитываются полученные измерения

3- Наземная система, включающая доплеровскую[4] ірадволока ционнукз станцию с вычислительным устройством, установленную в начале ВПП, аппаратуру для измерения атмосферных условий (температуру, давление и скорость ветра), световое табло. свето р. ые огш, расположенные по обе стороны вдоль ВПП, пульт управ ления у руководителя полетов.

Диспетчер вводит в вычислительное устройство такие данные как тип летательного аппарата, его взлетную массу, режим работы двигателей на взлете, длину и состояние ВПП В вычислительное устройство также автоматически подаются соответствующей аппа­ратурой метеорологические сведения Имея все эти данные, вычис­лительное устройство выдает расчетную длину разбега, которую пилот видит на световом табло

В процессе разбега вычислительное устройство непрерывно контролирует режим взлета. Необходимые данные в вычислитель­ное устройство поступают от доплеровской радиолокационной станции. Пилот получает информацию при разбеге в форме про­стой индикации «да—.нет» при помощи сигнальных огней ) ВПП Зеленые огни обозначают безопасный взлет При достижении ско­рости отрыва зеленые огни иачииают мигать. Возможны также к другие типы автоматических систем контроля взлета летательных аппаратов.