ОТКАЗ ОДНОГО ИЗ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ВЗЛЕТЕ
Взлет, как известно, является одним да наиболее сложных этапов полета. Отказ двигателя. на взлете вызывает резкое снижение тяговооружениости, несимметричность тяги, уменьшение скороподъемности, ухудшение управляемости
При отказе двигателя „ вз пел е перед летным зкинад. всякий раз во шикает задача требующая принятия тц-д. ц.„’ ного п правильного решения прекращали шш продолжать взлет. Неподготовленной!, ,Ыь пажа к решению подобных за тан может привести К тяже |ОМ Лі т ному происшествию Понтону экипаж должен уметь спред лять длину разбега дли данных условий взлета со всеми работа ющпмп двигателями, а также дистанции прерванного и продолженного взтета при отказе одного из двигателей Под дистанцией прерванного взлета понимают сумму длин разбега при все работающих двнгатетях от начала старта до места отказа двигателя н участка торможения до полной остановки летательного анчара та. Дистанция продолженного взлета включает — длину разбега при всех работающих двигателях до места отказа одного из іиі. длину разбега с одним неработающим двигателем до точки отры ва летательного аппарата от ВПП и длину воздушного участка до набора высоты 10.7 м с разгоном летательного аппарата до безопасной скорости I без» .
С увеличением скорости отказа двигателя на взлете Сото (Рис 26.8) дистанция прерванного взлета /П1х-Рв увеличивается, а листан ция продолженного взлета /„р.,л уменьшается. Проекция точки пе ресечения кривых 1щкрв и 1щ„ф иа ось абсцисс соответствует скорости, называемой критической скоростью отказа Укр — При этом скорости дистанции прерванного и продолженного взлета одинаковы Проекция точки пересечения на ось / определяет сбалаиси рованную длину взлетной дистанцию
^6=*|,рср<,=4р, д при У„тк“ Укр*
В связи с этим и размеры ВПП определяются длиной этой дистанции для каждого типа летательного аппарата
На рис. 26.9 представлены характеристики трерваиного и продолженного взлета при отказе одного из двигателей на У~ у ‘ г!,,,, расчете дистанции прерванного взлета в длину участка топм ‘ шш включается длина, проходимая летательным аппаратом °Же
3%
Мн, необходимое для реакции пилота, перевода работающих двигателей на режим малого газа и приведения в действие всех тормозных устройств Расстояние Л/, которое ирой дет за это время летательный аппарат, может быть определено выражением
где t — время перехода от разбега к торможению Оно составляет не менее 3 с. Учитывая вышесказанное, дистанция прерванного взлета будет равна
2А. Р*’ |
І’ Ы | pv
Дистанцию продолженного взлета можно определить, используя значения, известные из курса динамики полета и предыдущих глав
где /раз — среднее ускорение на участке разбега от V=0 до V0Iu /раз г-і — среднее ускорение на участке разбега с отказавшим двигателем; Ріулс. — j—среднее значение избыточной тяги (Р— Ха) на участке набора высоты 10,7 м и разгона с отказавшим двигателем.
На рис. 26.10 показано ‘изменение скорости — нормального, продолженного и прерванного взлета. На величину ‘критической скорости отказа двигателя иа взлете и, следовательно, на величину сбалансированной взлетной дистанции оказывают влияние те же факторы, что. и при нормальном взлете: величина взлетной массы летательно го аппарата, состояние БПП, тем-ператвра и давление окружающей атмосферы, направление и скорость ветра. В озязи с этим перед каждым полетом летиый экипаж, зная необходимые исходные данные для. конкретного полета, должен определять V„p и /сь по специальным номограммам, разработанным для каждого типа летательного аппарата.
Для повышения безопасности взлета с отказавшим двигателем на (некоторых летательных аппаратах предусматривается чрезвычайный режим работы двигателей, рассчитанный. на кратковременное его. использование. При включении чрезвычайного режима тяго-
вооруженность летательного аппарата повышается и, следовательно, улучшаются ого взлетные характеристики В последнее время уделяется большое внимание разработке автоматических систем контроля режима взлета, начиная с момента трогаиия летательного аппарата со старта и кончая отрывом его от ВПП Этн системы в процессе разбега сравнивают фактические н расчетные характеристики и в случае и расхождения выше установленных пределов выдают соответствующую команду’ летному экипажу. Эти системы различаются между собой как по принципу работы, так и по месту их расположения. Они могут быть бортовыми н наземными,
1. Бортовая система, осуществляющая ‘контроль процесса разбега путем измерения мгновенного значения ускорения летательного аппарата, которое шілот может видеть на индикаторе. На этом же индикаторе устанавливаются значения фактической взлетной массы и расчетного ускорения. Таким образом, при взлете пилот имеет возможность сравнивать фактическое ускорение с расчетным. При опасном снижении фактического ускорения система выдает сигнал о необходимости прекращения взлета. В качестве датчика в системе используется акселерометр, работающий совместно — с. приемником полного воздушного давления. Последний нужен для учета (компенсации) снижения ускорения, вызываемого ростом лобового сопротивления по мере увеличения скорости при разбеге. Компенсация осущестачяется ‘посредством сложения сигналов акселерометра и приемника полного давления. Сумма этих сигналов является величиной постоянной в течение всего разбега и не зависит от ветра.
2. Бортовая система, позволяющая давать информацию пилоту при помощи шкалы индикатора о расположении фактической точки отрыва летательного аппарата (длины разбега), необходимости прекращения взлета, а также о месте остановки летательного аппарата в случае прекращения взлета. На этой шкале указывается расчетная точка отрыва. Система имеет вычислительное устройство, приемник воздушного давления, при помощи которого замеряется скорость, и счетчик оборотов колеса, измеряющий пройденное расстояние.
Точка отрыва летательного аппарата определяется величиной скорости по прибору. Но так как обычные ‘Пряеминки воздушного давления в начале разбега ‘измеряют скорость самолета непогтя. точно точно, то в это время вычислительное устройство рабо
на основе расчетных данных, а затем автоматически учитываются полученные измерения
3- Наземная система, включающая доплеровскую[4] ірадволока ционнукз станцию с вычислительным устройством, установленную в начале ВПП, аппаратуру для измерения атмосферных условий (температуру, давление и скорость ветра), световое табло. свето р. ые огш, расположенные по обе стороны вдоль ВПП, пульт управ ления у руководителя полетов.
Диспетчер вводит в вычислительное устройство такие данные как тип летательного аппарата, его взлетную массу, режим работы двигателей на взлете, длину и состояние ВПП В вычислительное устройство также автоматически подаются соответствующей аппаратурой метеорологические сведения Имея все эти данные, вычислительное устройство выдает расчетную длину разбега, которую пилот видит на световом табло
В процессе разбега вычислительное устройство непрерывно контролирует режим взлета. Необходимые данные в вычислительное устройство поступают от доплеровской радиолокационной станции. Пилот получает информацию при разбеге в форме простой индикации «да—.нет» при помощи сигнальных огней ) ВПП Зеленые огни обозначают безопасный взлет При достижении скорости отрыва зеленые огни иачииают мигать. Возможны также к другие типы автоматических систем контроля взлета летательных аппаратов.